Российские таможенники идут навстречу бизнесу
НА СЕГОДНЯ ОКОЛО 550 ТАМОЖЕННЫХ ПОСТОВ РФ ВЛАДЕЮТ КОМПЕТЕНЦИЕЙ ЭЛЕКТРОННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, НО В БЛИЖАЙШИХ ПЛАНАХ НА 2018 ГОД – КОНЦЕНТРАЦИЯ ВСЕГО ЭЛЕКТРОННОГО МАССИВА В ШЕСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ. ОБ ЭТОМ И ДРУГИХ НОВЕЛЛАХ РЕГУЛЯТОРА ВЭД РАССКАЗАЛ ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ (ФТС) РОССИИ РУСЛАН ДАВЫДОВ.
Российская таможня с 2014 года стоит на «электронных» рельсах: и если еще 10 лет назад на постах «роился народ» и «пачки бумаг в окошки засовывали», то теперь все декларации подаются и выпускаются в электронном виде. На сегодняшний день сотрудники таможенной службы продолжают вручную обрабатывать лишь декларации на товары, поступающие через Интернет. Но, руководствуясь лучшими мировыми практиками, в скором времени в эту систему будут внедряться нововведения.
– Есть у нас одна «фишка», которая уже в стадии реализации, – рассказал Руслан Давыдов, – автоматический выпуск регистраций, то есть оформление товаров без помощи таможенника. Декларация подается в систему, и, если не сработали риски, она автоматически выпускается без участия должностных лиц и таможенных органов. Cегодня у нас более 50% деклараций по экспорту регистрируются автоматически. Мы выполняем задачи, которые ставит нам правительство по содействию развития экспорта, – процедура экспорта стала проще с точки зрения контроля: более 54% операций регистрируются автоматически и порядка 11% – автоматически выпускаются. Мы должны эту долю по авторегистрации довести до 99% в отношении всех деклараций – импортных и экспортных.
По его словам, ФТС своей самой амбициозной задачей ставит автоматический выпуск 80% деклараций по импорту и экспорту в том случае, если документы, поданные участниками ВЭД, будут отмечены низким уровнем риска. «Таким образом, 2/3 всех деклараций уже будут выпускаться автоматически, а в центрах электронного декларирования сотрудники продолжат работать с оставшимися. При этом мы резко снижаем коррупционные риски. Все действия протоколируются в электронном виде, это достаточно жесткая система контроля», – добавил он.
Про реформу таможенных органов первый заместитель руководителя ФТС высказался так: «Это будет Приволжское таможенное управление, соединяющее в себе все Приволжье и Урал; Северо-Кавказское таможенное управление, Владивостокская таможня и таможни непосредственного подчинения (Московская областная и Ленинградская областная). Петербург стоит в плане на 2019 год. Мы подбираем офисное здание, где разместятся два центра электронного декларирования – Балтийский, который будет работать с морскими грузами всего Северо-Западного бассейна и декларациями на них, и Северо-Западная электронная таможня, которая займется всеми остальными. То есть море мы выделяем в отдельную категорию, потому что там своя специфика грузов, свои документы и технология работы», – отметил Руслан Давыдов.
Он также посетовал, что в России до сих пор расценки на портовые услуги выше, чем у соседей, а инфраструктура районов порта отстает.
«Если взять, например, порт Роттердама – там полная автоматизация операций, на новой территории порта фактически находятся два сотрудника, остальное делают роботы. У нас многие процессы тормозит именно человеческий фактор, есть большие резервы в организации взаимодействия между операторами с контролирующими органами. Мы должны вместе с бизнесом подумать, что можно с этим сделать. Наша комплексная программа имеет название «10 шагов навстречу бизнесу». Операторам ВЭД станет экономически невыгодно нарушать таможенные правила. А таможня, в свою очередь, должна создать комфортные условия для добросовестных игроков», – сказал Давыдов.
Есть и негативные стороны взаимодействия участников ВЭД с таможней: за 2017 год возбуждено более 80 тысяч дел об административных правонарушениях и свыше 600 уголовных дел. «Бизнес постоянно стремится оптимизировать расходы, – объясняет это Руслан Давыдов, – и при этом серьезно рискует. По статье 16.2 за недостоверное декларирование товаров количество дел в отношении юридических лиц увеличилось в 3,5 раза».
На заявления представителей бизнеса о том, что таможня «не помогает, а зачастую вредит бизнесу», заместитель руководителя ФТС ответил, что «бизнес должен понимать тенденции развития, адаптироваться к нововведениям и вносить соответствующие корректировки в свою деятельность».
«Хотелось бы, чтобы все инициативы ФТС и правительства оставались не только лишь на бумаге. Без либерального таможенного регулирования все планы по развитию инноваций и созданию международного финансового центра находятся под угрозой срыва», – отметил один из представителей бизнеса.
Анастасия Яланская