Мультипликаторы роста
16 АПРЕЛЯ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДОЛЖНО СОСТОЯТЬСЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ПО ИСКУ ООО «АРТ ПИКЧЕРС СТУДИЯ» К ООО «СМЕШАРИКИ». СУММА ПРЕТЕНЗИЙ КОМПАНИИ ФЕДОРА БОНДАРЧУКА К НАШИМ АНИМАТОРАМ – 126 МЛН РУБЛЕЙ. ПО МНЕНИЮ ИСТЦА, ЭТИ СРЕДСТВА – НЕДОПОЛУЧЕННАЯ ПРИБЫЛЬ ОТ ПРОКАТА ИНОСТРАННЫМ ДИСТРИБЬЮТОРОМ ТРИЛОГИИ ПРО СМЕШАРИКОВ. «БД» ЗАИНТЕРЕСОВАЛСЯ ОБОРОТАМИ РЫНКА АНИМАЦИИ В ГОРОДЕ.
КРЕАТИВНЫЙ КЛАСТЕР
Студия «Мельница» переехала в новое здание четыре года назад. Тогда казалось, что это – предел мечтаний. Места хватало для трех сотен сотрудников. Уютные кабинеты, телевизоры на стенах, кафе на каждом этаже, а еще – спортивный зал. Но производство разрослось так сильно, что спортзал отдали под еще один кабинет. Там теперь сидят пять сотрудников. На студии мечтают о том, чтобы построить рядом еще один офис – благо город выделил землю. «Там откроем курсы для художников-аниматоров, экскурсии будем водить», – мечтает пресс-секретарь «Мельницы» Марина Безпалько.
Но пока все это лишь мечты – слишком дорого даже для студии, которая каждый год генерирует прибыль. Полнометражные фильмы в кинотеатрах собирают неплохую кассу: под 30 миллионов долларов при бюджете в 5–10 миллионов (впрочем, половину дохода забирают себе кинотеатры – это надо учитывать). «Может, когда-нибудь мы новое здание и построим. Но не в ближайшие годы», – осторожно говорят на студии.
Сейчас в Петербурге работают сразу несколько крупных студий. «Мельница» делает «Барбоскиных», «Лунтика» и «Богатырей». Студия «Петербург» приизводит «Смешариков». И еще несколько студий поменьше: «Да!», «Картонная башня», «Эскиз» и другие. Получается – целый креативный кластер.
НА ОБЛОМКАХ «ЛЕННАУЧФИЛЬМА»
«Это сложная рутинная работа. Чтобы получить секунду полноценной мультипликации, уходят недели жизни многих людей», – говорит знаменитый режиссер мультфильмов Константин Бронзит.
Его кабинет на первом этаже здания – совсем небольшое помещение, от силы пять квадратных метров. Не скажешь, что здесь сидит дважды оскаровский номинант. А еще Бронзит – художественный руководитель «Мельницы». Сейчас у него в разработке два крупных проекта: продолжение мультфильма про богатырей (будет называться «Наследница») и вторая часть 3D-мультика про Урфина Джюса. Первый, как заведено, выйдет под Новый год. Второй, скорее всего, весной 2019-го. А сериалы, вроде «Лунтика» и «Барбоскиных», здесь создают пачками – по несколько серий в месяц.
«Планы действительно масштабные. У многих уже сформировалось представление: какой же Новый год без «Богатырей»?! Не хочется никого расстраивать», – улыбается Бронзит.
Режиссер рассказывает, что во времена СССР все производство мультфильмов было сосредоточено в Москве. «Буквально до 1990-х годов в нашем городе не существовало даже студии мультипликации. Делали только что-то вспомогательное на «Леннаучфильме». Но произошел тектонический разлом. Стали появляться мультипликаторы. Стала появляться работа. Продюсеры этим заинтересовались. И пошло-поехало», – говорит Бронзит.
Та же «Мельница» появилась 1999 году на обломках старого «Леннаучфильма». Для НТВ нужно было создать 4-серийный мультфильм по мотивам книги Волкова о Изумрудном городе. Название для студии выбирали недолго. Организация находилась на Мельничной улице за Александро-Невской лаврой. Поэтому и стала «Мельницей».
Проект «выстерили». Пошли новые заказы: «Карлик Нос», «Богатыри». К 2004 году студия выпустила коммерчески очень успешный мультик об Алеше Поповиче. С тех пор цифры только растут. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» на затраченные для его выпуска 3,5 миллионов долларов, принес создателям 10 миллионов. «Три богатыря: Ход конем» набрал почти 17 миллионов. А «Три богатыря на дальних берегах» – больше 30!
С точки зрения коммерции не оправдал себя только мультфильм «Крепость». Но его студия делала пять лет практически «для себя». Несмотря на то, что он не стал хитом, на «Мельнице» его очень любят. У гостей спрашивают: смотрели или нет? Если ответ будет «нет», на благосклонность можете не рассчитывать.
ОТ ИГР К МИРОВОЙ КОРПОРАЦИИ
Другая известная петербургская студия «Смешарики» создавалась практически параллельно «Мельнице». В нее отцы-основатели пришли из совершенно другой индустрии – компьютерных игр. Первая компания Ильи Попова называлась FunGame. Однажды арт-директор Салават Шайхинуров принес идею сюжета о забавных персонажах, которые живут в своей стране. Круглыми они стали потому, что в тот момент FunGame разрабатывала игру про живущих на фабрике конфет зверушек. В общем, получилось все случайно.
Разработка проекта шла полтора года. Затем договорились о показе «Смешариков» в «Спокойной ночи, малыши!». После этого забавных животных полюбили все.
Если в самом начале производства делали одну серию в месяц, то сейчас за такой срок выпускают порядка часа анимации. Сериал идет уже четырнадцать лет без перерыва. Так что не стоит удивляться, что «Смешарики» – лидер по числу эфиров на детском телевидении. Причем сейчас выпускают не только классических рисованных «Смешариков», но и отдельную линейку серий в формате 3D. Прошло расслоение и по возрасту. Добавились «Малышарики» для самых маленьких и «Пинкод» для более взрослых детей, которые уже ходят в школу. Без полнометражных мультфильмов тоже было не обойтись. В этом году выйдет третий.
Позже у студии появились и другие продукты. Например, ставшие не менее популярными «Фиксики».
НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ
Впереди у студий выход на новые, зарубежные рынки. Стремятся к этому не только петербуржцы, но и москвичи. В марте было объявлено, что компания «Цифровое телевидение» продала права на показ 10 российских мультсериалов крупнейшим онлайн-кинотеатрам Китая. Их аудитория превышает миллиард человек в месяц.
Стараются покорить иностранную публику и «Смешарики». Сериал транслируется в 60 странах мира. А в Китае «Смешариков» смотрит больше людей, чем в России – настолько велик этот рынок. Правда, популярные герои там поменяли названия. Крош стал Туcяотяо, а Нюша – Чжусяомэй. Так для китайского уха привычнее.
«Мельница» пока что в полной мере осваивает только российский рынок. Хотя и здесь задумываются о продаже своих сериалов в другие страны. Впрочем, это пока что дело отдаленного будущего. Но в «Мельнице» следят за продвижением соседей и уже готовят контрудар.
«Конкуренция есть всегда. А здоровая она или нет – зависит от атмосферы. У мультипликаторов давно сложилось, что это сплоченная среда. Каждый стремимся делать лучше другого. Мы рады друг друга удивлять. И сами рады удивляться…», – говорит в заключение разговора Бронзит.
Антон Ратников