Ольга Газина: «Электронный инспектор придет незаметно…»
О соблюдении трудового законодательства, об итогах работы за прошедший год и тех нововведениях, к которым стоит готовиться предприятиям и организациям, корреспонденту «БД» рассказала заместитель руководителя Государственной инспекции труда – заместитель главного государственного инспектора труда в Санкт-Петербурге (по правовым вопросам) Ольга Газина.
БД: Ольга Юрьевна, сегодня предприниматели нередко вспоминают ставшую крылатой фразу президента о том, что «не надо «кошмарить» бизнес». Как обстоят дела реальности?
ОГ: За 2017 год Государственной инспекцией труда в Санкт-Петербурге проведена 5421 проверка, что на 17% больше, чем в 2016 году. Из них 3212 проверок относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, что на 18% больше, чем за 2016 год (2703 проверки).
БД: С чем связано увеличение числа проверок? Предприятия какой сферы чаще всего являются нарушителями?
ОГ: Увеличение количества проверок не связано с плановыми надзорными мероприятиями, как раз их количество имеет тенденцию к снижению. А рост объясняется исключительно обращениями работников, которые требуют реакции в виде проведения по ним проверок, а также контролем за ранее выданными предписаниями.
Анализ результатов надзорно-контрольной деятельности за 2017 год свидетельствует, что основными видами экономической деятельности, при осуществлении которых допущено наибольшее количество нарушений трудового законодательства, являлись строительная отрасль и оптово-розничная торговля. Практика также показывает, что наибольшее количество нарушений трудового законодательства допускается юридическими лицами, относящимися к малому и среднему предпринимательству.
БД: Какие меры принимаются к нарушителям? Они эффективны или требуется принятие дополнительных законов?
ОГ: Как правило, предприятиям выдается предписание с требованием об устранении выявленного нарушения. В части привлечения к административной ответственности субъектов малого и среднего бизнеса, в случае если правонарушение совершено впервые, Инспекция применяет механизм предупреждения. И только в случае повторного совершения правонарушения привлекает виновных лиц к административной ответственности в виде штрафа.
Однако санкции некоторых статей КоАП РФ за нарушение трудового законодательства не предусматривают меру наказания в виде предупреждения. Например, ответственность по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от 50 до 100 тысяч руб. В этом случае при совершении правонарушения впервые выносится постановление о назначении штрафа в минимальном размере. А к нарушителям, не выплачивающим заработную плату, может быть применена и уголовная ответственность, предусмотренная статьей 145.1 УК РФ.
Законодатель не обходит своим вниманием тему государственного надзора в сфере труда. Так, накануне Нового года был принят Федеральный закон от 31.12.2017 N 502-ФЗ «О внесении изменений в статью 360 Трудового кодекса РФ», расширяющий полномочия Государственной инспекции труда. Он предусматривает в качестве одного из оснований для проведения государственными инспекторами труда внеплановой проверки поступление в Федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти и органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах неоформления с работниками трудовых отношений в установленном ТК РФ порядке.
БД: И каковы могут быть наказания и размер штрафа?
ОГ: Несколько лет назад статья 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства претерпела значительные изменения. Так, законодатель разделил ответственность по характеру совершенного нарушения. Минимальная санкция за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, – предупреждение. Максимальное наказание – наложение административного штрафа в размере 200 тысяч руб.
БД: В чем, по вашему мнению, заключается главная причина нарушений?
ОГ: Возникновение нарушений трудового законодательства обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. К объективным причинам можно отнести экономическое положение как в стране, так и в конкретной организации. Минимизация затрат влекут за собой нежелание финансирования мероприятий по улучшению условий труда, проведению специальной оценки рабочих мест, предоставлению работникам полагающихся гарантий, льгот и компенсаций.
В связи с производственными, организационными и экономическими причинами наниматель должен в рамках законодательства производить кадровые перестановки, сокращения численности или штата работников, изменять содержание трудовой функции работника. Нарушение в этих условиях прав работника влечет обращение его в соответствующие органы за защитой своих трудовых прав.
Причинами возникновения нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права субъективного характера, являются недостаточное знание работниками и нанимателем трудового законодательства, а иногда и сознательное его несоблюдение, неправильное толкование норм права и нарушение в связи с этим трудовых прав работников.
БД: А что можно сказать о квалификации инспекторов?
ОГ: Результаты работы инспекторов всех регионов России анализируются Рострудом по итогам каждого месяца. KPI (коэффициент эффективности) инспекторов Санкт-Петербурга имеет очень высокий уровень в рейтинге среди инспекций Российской Федерации. Не менее одного раза в три года в соответствии с п. 5 ст. 62 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» наши инспекторы участвуют в программах повышения квалификации. В 2017 году обучение инспекторского состава проходило в рамках программы повышения квалификации «Отдельные аспекты осуществления надзорной деятельности в сфере труда», организованное ФГБУ «ВНИИ труда». Но особо важным видится постоянное внутрифирменное обучение в Автоматизированной системе оценки профессиональных качеств и уровня квалификации государственных инспекторов труда, разработанной Федеральной службой по труду и занятости.
БД: Сейчас на помощь государственным структурам и предпринимателям приходят новые технологии. Как идет их внедрение в сфере труда?
ОГ: Внедрение цифровых технологий видится важным при осуществлении государственного контроля. Трудовую сферу нужно переводить в «цифру», тогда наши проверки никто даже не будет замечать. Мы просто будем входить в электронную базу и давать рекомендации по устранению нарушений. Уже сегодня активно обсуждаются электронные трудовые книжки и трудовые договоры, и есть опыт электронного аудита, проведенного нашими специалистами.
Государственная инспекция труда перешла на риск-ориентированный подход не так давно, и при подготовке плановых проверок на 2018 год уже достигла определенных результатов. Значительное число работодателей малого и среднего бизнеса попадает в категории минимального риска, что влечет серьезное снижение административной нагрузки. Малое предпринимательство вовсе не попадает в категории среднего и высокого риска.
В целях недопущения нарушений законодательства о труде и приведения в соответствие с требованиями трудового законодательства существующих общественных отношений на предприятии, работодатель имеет возможность самостоятельно пройти предварительную проверку (самопроверку) соблюдения требований трудового законодательства с помощью сервиса «Электронный инспектор труда», а также при помощи проверочных листов, размещенных на сайте Федеральной службы по труду и занятости.
БД: Какие еще нововведения, направленные на улучшение работы бизнеса, появятся в этом году?
ОГ: Одним из элементов улучшения качества работы предприятия является внедрение с 1 января 2018 г. механизма проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок работодателей. Информация об утверждении документов размещается на сайте Роструда по мере принятия соответствующих решений. Значимость этого механизма модернизации контроля и надзора в том, что чек-листы станут удобным инструментом выявления рисков.
Федеральной службой по труду и занятости разработаны и размещены на сайте Роструда в разделе «Профилактика нарушений» 107 проверочных листов, разрабатывается еще 28 проверочных листов по вопросам охраны труда. Всего будет разработано 154 чек-листа по вопросам, которые непосредственно влияют на права сотрудников (оплата и охрана труда, режим работы и отдыха и т. д.).
Особое внимание уделено требованиям, несоблюдение которых может привести к несчастным случаям, в том числе смертельным и тяжелым. Ежегодно по контролируемым государством рискам в стране погибает 85 тысяч человек. За этой статистикой стоят трагедии, и Государственная инспекция труда работает над их предотвращением.
С другой стороны, в последние годы органы надзора справедливо критиковалась за избыточную административную нагрузку на бизнес. Поэтому важной задачей реформы является снижение неэффективной административной нагрузки на предпринимателей в два раза к 2025 году.
Федеральная служба по труду и занятости с ее территориальными органами, в том числе и Государственная инспекция труда Санкт-Петербурга, включены в программу «Реформа контрольной и надзорной деятельности», утвержденную в декабре 2016 г. президиумом Совета при президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Срок реализации этой программы – до 2025 г., а одной из главных задач как раз и является снижение административной нагрузки.
Подчеркну: государственный контроль не существует в абстрактном виде – он защищает общественные ценности, он охраняет как работников, так и бизнес.
Марина Алексеева