«Поющие мосты»: новый бренд Петербурга
В ночь с 25 на 26 мая в Северной столице стартовал второй сезон звукового шоу «Поющие мосты – 2017». Этот проект, впервые представленный прошлым летом, настолько понравился петербуржцам и гостям нашего города, что музыкальную программу, сопровождающую фантастическое зрелище разведения Дворцового моста, было решено продолжить, обогатив ее новым музыкальным материалом.
В прошлом году звуковое шоу «Поющие мосты» привлекло огромное внимание публики. Его посетили более 2 млн человек. По итогам 2016 года этот проект вошел в ТОП-10 самых значимых городских событий, возглавляемый праздником выпускников «Алые паруса». Шоу стало новой визитной карточкой туристического Петербурга.
Гимн великому городу
Сегодня в мире насчитывается около 300 действующих разводных мостов, многие из которых – великие достижения инженерной мысли. Эффектно подсвеченные в темное время суток, они собирают немалое стечение публики, являясь туристической достопримечательностью крупных городов. Сопровождать разводку мостов масштабным звуковым шоу первым вызвался город на Неве.
«Для огромного количества гостей нашего города разведение мостов является обязательным пунктом туристической программы. Проект «Поющие мосты» задуман как новый художественный инструмент, который позволит усилить впечатление от зрелища разведения мостов и в полной мере прочувствовать дух и атмосферу Санкт-Петербурга», – так комментирует замысел этого проекта Сергей Серезлеев, председатель Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации.
«Уверен, что проект придется по душе, как туристам, так и жителям города и будет способствовать укреплению имиджа Санкт-Петербурга как туристического центра», – подчеркивает он.
Шоу «Поющие мосты» организуется информационно-издательским центром правительства города «Петроцентр» при поддержке Комитета по печати и реализуется без использования бюджетных средств. Партнером проекта может стать российская и международная компания, имеющая безупречную репутацию, а также желание и возможность сделать вклад в укрепление имиджа Санкт-Петербурга как мировой культурной и туристической столицы. Организаторы уверены, что поддержка такого красивого, масштабного и резонансного проекта вызовет искреннюю благодарность к компании-партнеру у миллионов жителей Санкт-Петербурга и повысит узнаваемость и лояльность к бренду на международном уровне.
Для шоу длительностью по 20-25 минут были записаны 4 плей-листа, включающие по 8-9 произведений, с фрагментами из музыки русских и советских композиторов: Чайковского, Рахманинова, Мусоргского, Римского-Корсакова, Свиридова, Глиэра. Программа этих небольших концертов менялась каждую неделю. Однако финальный аккорд всегда оставался неизменным – это был «Гимн великому городу» из балета «Медный всадник» Глиэра. Устроители «Поющих мостов» также подчеркнули, что они осознанно избегали вокальной музыки, чтобы создавать не конкретный образ, а настроение.
Город дарит вдохновение
Петербург не был бы Петербургом, если бы не пропагандировал творчество тех композиторов, которые жили и творили в этом городе.
«Прежде всего, мы хотели представить творчество петербургских композиторов, тех из них, которые стали символами эпохи, страны и нашего города», – отмечает музыкальный куратор проекта «Поющие мосты Николай Радецкий.
В прошлом году таким композитором, олицетворяющим собой Северную столицу и XX век, стал народный артист СССР, почетный гражданин Санкт-Петербурга Андрей Петров.
«Когда говорят о ностальгии, вспоминают то ощущение, которое подарила нам его музыка, трогательные романтические образы из кинофильмов «Служебный роман», «О бедном гусаре замолвите слово», «Осенний марафон», – добавляет Николай Радецкий. – Целую неделю горожане и туристы наслаждались мелодиями из любимых фильмов».
Когда в прошлом сезоне Дворцовый мост впервые развели под музыку Андрея Петрова, вдова композитора Наталия Ефимовна не могла сдержать слез. А дочь Ольга заметила, что папа был бы счастлив, ведь он глубоко и преданно любил родной город и всегда, даже несмотря на многочисленные предложения переехать в Москву, оставался ему верен.
Новый голос Дворцового
Следуя своему замыслу – разводить Дворцовый мост под музыку знаковых петербургских композиторов, инициаторы проекта «Поющие мосты» решили использовать в новом сезоне произведения Олега Каравайчука. Однако оказалось, что записей хорошего качества немного, поэтому они обратились в архивы, к коллекционерам, к людям, знавшим композитора лично и, конечно, на киностудию «Ленфильм». Ведь Олег Каравайчук написал музыку более чем к 150-ти картинам, в числе которых «Мама вышла замуж», «Монолог», «Город мастеров», «Принц и нищий», «Два капитана» и другие.
Как говорит Николай Радецкий, многие, когда слышат музыку Каравайчука, удивляются, что знают ее с детства: «Она поражает разнообразием стилей. Каждое произведение как будто написано другим человеком. Это своего рода позывные эпохи».
«Музыка Олега Каравайчука достойна звучать на всех площадках Петербурга и даже в мире, где ее тоже знают. А благодаря «Поющим мостам» узнают и полюбят еще больше», – полагает представитель Фонда Олега Каравайчука Борис Алексеев и благодарит авторов проекта за обращение к творчеству этого композитора, за сохранение памяти о нем.
Чтобы все были довольны
Уже в первый день шоу были проведены замеры уровня громкости звука: на Большом проспекте Васильевского острова, на Галерной и Гороховой улицах, на Кронверкском проспекте и на улице Блохина.
По результатам измерений в ночное время суток допустимые уровни звука и уровни звукового давления для территорий, непосредственно прилегающих к жилым домам, таковы. При норме уровня звука 45 дБА они составили 43 дБА. Максимальный уровень звука при норме 60 дБАS – 55-56 дБАS. Проведенные измерения позволяют сделать вывод, что уровень звука на шоу не превышает допустимых законом параметров и поэтому никого не должен беспокоить.
Пусть всегда будет музыка
По замыслу организаторов, основная цель проекта – представить такую музыку, которая была бы понятна, узнаваема петербуржцами и гостями города. И в то же время интересна профессионалам, так как опускать высокую музыкальную планку в городе, где творили великие композиторы, они считали невозможным. Тем более что то пространство, где звучит музыка, а это историческое место между Адмиралтейством, Эрмитажем и Дворцовым мостом, диктует определенную драматургию и убедительно напоминает о звании Петербурга как культурной столицы России.
Так будет и в этом году. Любимые и хорошо узнаваемые мелодии вновь звучат над гладью Невы, даря людям радость и счастье общения с великой и светлой музыкой русских композиторов-классиков. Прозвучат и лучшие произведения петербуржцев – Андрея Петрова, Олега Каравайчука и Василия Соловьёва-Седого, чье 110-летие со дня рождения отмечалось в апреле. Кроме того, горожан и гостей Северной столицы будут ждать и другие музыкальные сюрпризы.
Шоу «Поющие мосты» уже называют филармонией под открытым небом. Пожалуй, с той только разницей, что стать слушателями такой филармонии могут тысячи людей.