Всемирный хаос

Олег Золото/”Петербургский дневник”
В преддверии нового, 2026 года обозреватель, политолог Дмитрий Солонников рассуждает на страницах делового журнала “Бизнес Дневник” о тенденциях в западной политике и о том, какие последствия будут иметь действия политических лидеров западных стран.
Нобелевский лауреат, член Академии наук СССР, но гражданин Бельгии Илья Пригожин в своих трудах разрабатывал идею влияния хаоса на процессы во вселенной. Его работы были очень популярны в конце ХХ – начале XXI веков. Но из них вовсе не следовало, что чем больше хаоса, тем лучше. Однако если посмотреть на процессы, запущенные сейчас западными политиками, то может показаться, что именно такой вывод они сделали из разработок гениального ученого.
Очень некстати
Начнем со Старого света, в политическом пространстве основных государств которого идет глобальная стихийная трансформация.
Великобритания. Традиционные партии Консерваторов и Лейбористов в опросах сокрушительно проигрывают контрэлитам из партии Реформ Найджела Фараджа. А теперь еще и новоявленным Зеленым, ранее в туманном Альбионе незамеченным. А тут еще слева собирает силы Джереми Корбин, некогда изгнанный из лейбористских рядов за радикализм и теперь готовый отомстить. Полный хаос и неопределенность в мейнстриме. Ближайшие выборы — и все кардинально изменится.
Франция. Традиционные партии Социалистов и Республиканцев превращаются в маргинальные малозначительные политические проекты. Созданная вместе с нынешним президентом Эммануэлем Макроном партия Ренессанс, видимо, вместе с ним уйдет в историю. Некогда нерукопожатные оппозиционеры (справа Национальное объединение Марин Ле Пен и Жордана Барделла, слева Непокоренная Франция Жан-Люка Меланшона) на вершине электоральной пирамиды. И хотя договориться друг с другом они не могут, но, и те и те — это полный разворот от нынешнего курса страны.
Германия. Традиционные партии ХДС/ХСС и Социал-демократы, если бы выборы состоялись сейчас, без приглашения непримиримой оппозиции не смогли бы сформировать парламентское большинство. На первое место в опросах выходит правая партия контрэлиты — Альтернатива для Германии. Слева набирают популярность, как Левые, так и Союз Сары Вагенкнехт, который в ближайшее время может добиться пересчета голосов на последних выборах в Бундестаг, и по его итогам сформировать свою фракцию, что полностью изменит конфигурацию в парламенте. И тогда или новая коалиция, или перевыборы, которые традиционным элитам очень некстати. Постоянная ротация происходит в парламентах Австрии, Бельгии и Нидерландов. В ноябре популистская оппозиционная партия АНО бывшего премьера Андрея Бабиша выиграла выборы в Чехии.
Отдельная тема — нынешние политические лидеры Европы. Поколение титанов ушло, новые — не чета им. Где фигуры равные Жаку Шираку, Гельмуту Коллю, Сильвио Берлускони? На нынешний европейский бомонд без слез не взглянешь…
Такое впечатление, что Европа стоит на пороге полной смены политической элиты национальных государств, а затем и брюссельской бюрократии. То, что строилось последние четверть века, может начать рассыпаться как карточный домик, собранный на журнальном столике, ножки которого трещат и подламываются.
Модель не работает
В экономике все тоже очень печально. Те же три основных драйвера ЕС и окрестностей: Германия, Великобритания, Франция. Растущий бюджетный дефицит, сокращение собираемости налогов и понижение кредитных рейтингов. Сокращение производства и рост безработицы. Удорожание стоимости обслуживания домохозяйств и сокращение мер социальной поддержки.
Это не одномоментный шок, который можно пережить. Это последовательная стабильная тенденция нескольких лет. Еще немного — и будет зафиксирован худший экономический кризис за послевоенную историю.
А главное, не видно факторов, которые могли бы изменить ситуацию. Плохо не потому, что что-то незначительное сломалось, что сейчас можно исправить, и всё наладится. Нет. Перестала работать модель в принципе. А новой у нынешних элитных групп нет. Отсюда и рост влияния их непримиримых противников.
Зарубежные партнеры. И тут не лучше
Да, Европа полностью ложится под США, отказываясь от международной субъектности. Но и в США проблемы. У престарелого президента начинают фиксировать признаки деменции, как и у его предшественника, потешаться над которым было признаком хорошего она. Не получив Нобелевскую премию мира, Дональд Тармп готовится развязать серию войн на разных континентах. В самой Америке только-только закончился кризис из-за длительного шатдауна и остановки работы правительственных учреждений. Раздрай внутри администрации Белого дома. Проигранные республиканцами в знаковых мегаполисах муниципальные выборы. В целом и за океаном все не гладко, чтобы на помощь оттуда реально рассчитывать. Скорее, спася себя, янки будут добивать европейцев.
Кризис в экономике Японии, и вот уже во главе кабинета министров впервые в истории поставлена женщина — Санаэ Такаити. Почетная миссия претворить в жизнь непопулярные жесткие меры постоянно перекладывалась с одних мужских плеч на другие. Теперь выбрали женские. Возможно по принципу, что если сломаются, то ожидаемо.
Отсутствие рычагов
2025 год поставил рекорд по количеству региональных конфликтов и войн. Какие-то останавливаются после нескольких дней или недель боев, какие-то продолжаются после паузы. И это еще не предел. Напряженность растет в разных частях света, что явно демонстрирует отсутствие международных рычагов сдерживания и предупреждения.
А еще кризис всех мировых институтов. Про недееспособность ООН все знают. Структура, созданная на базе реалий победы союзников в 1945 году, конечно, не соответствует реалиям 2025 года. Но менять страшно, и нет единого мнения на что. Такой же кризис в ЮНЕСКО, из которой США уже вышли, а Россия не признает ее резолюции и доклады. ВТО практически мертва. ВОЗ осталась только как инструмент продвижения интересов большой фармы. Да, есть Всемирный банк и Международный валютный фонд. Пока работает нынешняя мировая экономика, будут работать и они. Будет новая экономическая модель — и они уйдут в прошлое.
Оттягивая крах
Как попытка выйти из кризиса — навязать России войну на Украине, а потом уповать на возможность поправить европейские дела за российский счет. И кажется, для европейского политического мейнстрима — это единственный сценарий, в который они верят. Поэтому будут воевать до конца, оттягивая собственный крах. В случае поражения Европы в том ее виде, как она есть сейчас, больше не будет. Так что позитивного варианта развития событий внутри рукотворного хаоса не видно. Создать его создали, а вот управлять им, не получатся. Может быть, нужно было лучше читать Нобелевского лауреата и не создавать того, с чем не умеешь работать?
Материал подготовил Дмитрий Солонников



