С чистого листа. Количество проведенных процедур банкротства в России растет год от года

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»
Банкротство физического лица — антикризисная мера, с помощью которой должник избавляется от непосильных задолженностей. Может ли петербуржец, объявив себя банкротом, без последствий выбраться из долговой ямы, рассказывает деловой журнал “Бизнес Дневник”.
Количество проведенных процедур банкротства в России растет год от года. В 2024 году оно достигло максимального значения за 9 лет: банкротами были объявлены 431,9 тыс. человек (против 349,6 тыс. годом ранее).
«Банкротство помогает человеку избавиться от большинства долгов», — именно такую идею продают в рекламе многие юридические компании. С технической стороны это так. Однако возникает распространенное заблуждение, что можно взять кредит и обанкротиться, ничего не заплатив.
Начнем с того, что если у человека есть доходы или имущество, но он просто не хочет выплачивать долги, то объявить себя банкротом не получится. Как правило, причиной банкротства физического лица становятся тяжелые жизненные обстоятельства. Например — потеря работы, смерть близких, стихийное бедствие, болезнь или инвалидность.
Первому должнику приготовиться
Ждать у моря погоды не выйдет. Как правило, если дело доходит до банкротства, каждый шаг должника попадает под софиты финансового управляющего, который «прикрепляется» к должнику. К нему гражданин приходит в том случае, если общая сумма долгов превысила полмиллиона рублей и становится ясно, что у человека совершенно нет возможности платить по ним в срок. Тогда должник по закону должен в течение 30 рабочих дней отнести заявление о банкротстве в арбитражный суд, приложив документы, подтверждающие факт того, что платить по кредитам возможности больше нет, и объясняющие, почему это случилось.
Иными словами, у должника есть больше месяца, чтобы составить план действий. Тем не менее готовить почву петербуржцы начинают гораздо раньше. «Не секрет, что немалая доля должников готовится к собственному банкротству заранее. Один из этапов подготовки (при наличии подспорья в виде квалифицированного юриста) — качественное укрытие действительного размера дохода, имеющихся накоплений (денег “под подушкой” и дорогих часов), недвижимости и дорогостоящего движимого имущества», — отмечает юрист Impravo Анна Варакута. Конечно, пути и способы предотвращения имущества в процедуре банкротства различны. Однако, по словам эксперта, с развитием банкротного законодательства и расширением полномочий финансового управляющего очевидные схемы почти всегда быстро раскрываются, имущество находится, а денежные средства возвращаются в имущественную массу банкрота.
Погоня за правдой
Скрыть свое имущество и финансовую «подушку», действительно, стало сложнее. С мая 2024 года усовершенствован механизм получения финансовым управляющим необходимой информации о возможном сокрытом имуществе должника. В частности, теперь надзиратель вправе без предварительного обращения в арбитражный суд получать информацию об имуществе, о счетах и вкладах (депозитах) супруга должника, а также в судебном порядке — аналогичную информацию о его родственниках (свойственниках) и принадлежащем им имуществе.
Кроме того, сейчас распространилась практика ведения банкротства «своим арбитражным управляющим», как любят указывать в рекламных объявлениях многие компании. Но и это не поможет. Дело в том, что права и обязанности арбитражного управляющего ограничены законом, а о своих действиях он отчитывается перед кредиторами и судом. За нарушение он сам может быть привлечен к ответственности.
Распродать гаражи и доли в родительском доме до суда — тоже путь в пропасть. «Совершаемые сделки по отчуждению имущества наверняка попадут в период подозрительности, равный трем годам. Таким сделкам уделяется пристальное внимание, исследуются такие обстоятельства как, например, цена сделки, её стороны, прописанные в договоре условия, соблюдение формы договора, доказательства расчетов между сторонами», — подчеркивает ведущий юрист арбитражной практики юридической компании «Эклекс» Алена Бабурина. По ее словам, в случаях, если имущество выбыло из владения по нерыночной цене, либо взамен не получено равноценное встречное предоставление (продали новую иномарку из автосалона, а получили корову), либо если сторонами сделки являлись родственники или иные лица, в отношении которых действовали особые условия, недоступные другим потенциальным приобретателям, сделка подлежит оспариванию, а имущество — возврату в конкурсную массу.
Впрочем, неприкосновенным имуществом, по поручению президента, остается ипотечное жилье. Так, в 2024 году Владимир Путин подписал закон, который разрешает судам оставлять банкротам ипотечное жилье, если оно является единственным. Применение этого правила возможно, когда иного имущества банкрота недостаточно для погашения долгов первой и второй очереди (долги за причинение вреда жизни или здоровью, по зарплате).
Долговая перезагрузка
Если у должника нет имущества, которое можно взыскать, — может ли он объявить себя банкротом, списать долги и жить без заметного пятна в биографии? По окончании процедуры банкротства, информация о ней фиксируется в отчете кредитной истории петербуржца. «Срок хранения записи в кредитной истории, как по банкротству, так и по каждому кредиту или займу, с 2022 года установлен продолжительностью 7 лет. Действующий закон не ограничивает граждан в оформлении новых кредитов после банкротства, но обязывает уведомлять кредиторов о своем статусе в течение 5 лет после завершения процедуры. Попытка утаить информацию невозможна», — говорит генеральный директор коллекторского агентства «Долговой консультант» Денис Аксенов. Эксперт подчеркивает, что сейчас каждый кредитор обязан при оценке платежеспособности потенциального заемщика запрашивать информацию в Бюро кредитных историй и уже на основе совокупных данных и анализа принимать решение об одобрении или отказе в предоставлении ссуды.
Экс-должники не ограничены при приеме на работу — но только на бумаге. По словам Алены Бабуриной, законодательно не установлено ограничений, касающихся реализации трудовых прав гражданами, в отношении которых применялись процедуры банкротства. «В этой связи отказ работодателя, мотивированный подобным основанием, является незаконным. Однако не стоит забывать, что о мотивах отказа работодатели предпочитают сообщать крайне редко, а информация о должниках размещается в сети “Интернет” в свободном доступе, в связи с чем потенциальное влияние такого аспекта при субъективном подходе кадровой службы не равно нулю», — отмечает эксперт.
Тем не менее взять кредит, объявить себя банкротом, ничего не платить и жить без последствий — точно не выйдет. Однако если у человека действительно есть веские основания для проведения процедуры, тогда юрист поможет это доказать и освободиться от задолженностей.
Количество проведенных процедур банкротства в России
2024 — 431 942
2023 — 349 605
2022 — 278 059
2021 — 192 795
2020 — 119 024
2019 — 68 967
2018 — 43 964
2017 — 29 824
2016 — 19 573
Источник: данные Федресурса
Автор материала журналист Марианна Матюшкина