Бюджет 2018 – вновь социально ориентирован
В середине октября правительство Петербурга рассмотрело проект городского бюджета – 2018. Его основные параметры таковы: доходы бюджета в будущем году составят 538,6 миллиарда рублей, расходы – 587,5 миллиарда рублей. За основу принят сценарий «существенного улучшения» экономической ситуации в городе. Эксперты уверены – несмотря на ожидаемые претензии от парламентской оппозиции, главный финансовый документ города без проблем пройдет три чтения в Заксобрании и будет принят 29 ноября.
По данным Комитета финансов, сегодня петербургский бюджет формируется за счет двух основных налогов – налога на доходы физлиц (НДФЛ) и налога на прибыль, в сумме они дают 76% дохода городской казны. Эксперты отмечают: проект бюджета – 2018 сформирован на основе 18-ти государственных программ Петербурга, и по своей структуре он жестко социально ориентирован.
Дефицит бюджета, по планам Комитета финансов Смольного, составит 48,9 млрд рублей. Некоторые оценивают его как «непомерный», но на деле он сократится по сравнению с 2017-м на целых 20,9 млрд рублей. Ведь доходы города в будущем году должны вырасти на 35,7 млрд, а расходы – всего на 14,8 млрд рублей.
По словам главы Комитета финансов Алексея Корабельникова, по объемам финансирования лидируют пять госпрограмм. Так, на развитие образовательной сферы город направит 22% расходов бюджета – это 131,8 млрд рублей. В 2018-м власти введут в эксплуатацию 8 новых школ, еще 18 объектов будут проектироваться. Также город откроет 9 новых детсадов, и еще 21 детсад будет проектироваться или строиться. Немаловажно, что будет увеличено финансирование повышения зарплат бюджетников в рамках «майских указов» президента, а также обеспечение их лекарствами. При этом оклады самим чиновникам повышаться не будут.
Еще один городской приоритет – развитие транспортной системы Северной столицы. На нее потратят 120,7 млрд рублей (21% бюджета). На строительство и реконструкцию дорожной инфраструктуры в будущем году направят 16 млрд рублей. Будет активизировано строительство новых станций метро – в 2018-м расходы на это составят 26 млрд рублей (на 6 млрд больше, чем в 2017-м). При этом губернатор Георгий Полтавченко намерен своей поправкой ко второму чтению бюджета увеличить эту сумму до 30 млрд. В Смольном не скрывают – там хотят, чтобы новые станции Красносельско-Калининской линии строители сдали не в 2022-м, а на два года раньше. Также власти хотят активизировать достройку Фрунзенского радиуса метро.
Важная новость для горожан в том, что, по планам Смольного, тарифы на проезд в общественном транспорте весь год повышаться не будут. А вот самих транспортников заставят эффективнее работать – на это город потратит 37 млрд рублей субсидий.
На мероприятия про проведению Чемпионата мира по футболу – 2018 (достройку метро, возведение пунктов контроля безопасности, украшение города и т. д.) планируется направить 2,5 млрд рублей. При этом на здравоохранение город потратит 91,7 млрд рублей (16%), на соцподдержку граждан – 71,5 млрд рублей (12%), на обеспечение доступным жильем и ЖКХ – 36,8 млрд рублей (6%).
12 октября бюджет Петербурга – 2018 официально внесли на рассмотрение Заксобрания города. Глава Комитета финансов Смольного Алексей Корабельников торжественно передал его спикеру ЗС Вячеславу Макарову. В отличие от прошлых лет, когда кипу бюджетных бумаг привозили в Мариинский дворец на тележке, в этот раз бюджет передали Заксобранию в электронной форме – на «флешке» в 32 ГБ.
Впрочем, в парламенте с основными параметрами бюджета прекрасно знакомы – еще в августе-сентябре депутаты и чиновники Смольного провели 41(!) рабочее совещание в рамках «нулевых чтений» проекта закона о бюджете. В результате, по словам спикера Макарова, получился «сбалансированный документ, отвечающий основным потребностям петербургской экономики, городского хозяйства и соцполитики». В первом чтении бюджет – 2018 рассмотрят в Мариинском дворце 1 ноября. 22 ноября состоится второе чтение документа, а итоговое голосование назначено на 29 ноября.
Георгий Полтавченко, губернатор Петербурга: «Мы действовали как рачительный хозяин»:
– На протяжении всех кризисных лет правительство города сознательно избегало наращивания госдолга Петербурга. Мы действовали не только как ответственная власть, но и как рачительный хозяин, который понимает – нельзя занимать ни копейки, если не знаешь, чем будешь отдавать. Сегодня итоги экономического и социального развития Петербурга за девять месяцев показали – наша экономика стабилизировалась. Прогнозы по ВВП страны позитивные – Центробанк ожидает годового прироста ВВП в 1,7–2,2%. А у нашего города темпы развития экономики – как правило, выше средних по России. Кроме того, после шести лет жесткого контроля над расходами у Петербурга прекрасная кредитная история, да и ситуация на рынке благоприятная. Поэтому город может себе позволить сформировать бюджет с теми параметрами, которые необходимы для выполнения обязательств перед петербуржцами и дальнейшего развития.
Оксана Дмитриева, депутат Заксобрания: «Город сегодня зарабатывает больше, чем способен потратить»:
– Проблема в том, что петербургский бюджет 2018 года вновь сформирован с дефицитом. Практика последних лет показала – город хронически не может потратить бюджетные деньги, а доходы все время превышают расходы. Петербург сегодня зарабатывает больше, чем способен потратить. А деньги на финансирование важных проектов часто бездарно «зависают» на банковских счетах. При этом город еще и занимает деньги для покрытия «кассовых разрывов», что влечет дополнительные расходы. Вы же не берете кредит на пять лет, чтобы «перебиться до зарплаты»!
История постоянного излишка средств в бюджете напоминает советскую практику. Вы намеренно принимаете «заниженный» план, который трудно не выполнить, а потом героически его «перевыполняете». Такая практика небезопасна – искусственно заниженные доходы не дают сформировать внятную инвестиционную программу, подкрепленную документацией.
Когда становится ясно, что доходы бюджета будут больше, чем «ожидалось», Комитет по финансам к концу года «с барского плеча» отваливает чиновникам дополнительные деньги. Но те не успевают провести тендеры и принять нормативные документы. Средства остаются неосвоенными, либо осваиваются кое-как, второпях. А «на бумаге» бюджет корректируется, расходы растут. Чтобы чиновники могли эффективно расходовать бюджетные средства, они должны заранее знать, что эти средства стоят в плане, и они их получат. Невозможно в короткие сроки подготовить документацию, провести тендеры и завершить проекты. В итоге губернатор каждый год ругает комитеты, которые ведут строительство или госзакупки, за низкое освоение бюджетных средств.
Профессор Президентской академии Алексей Балашов:
«Причины дефицита в бюджете Петербурга лежат в политической плоскости. Они отражают специфику функционирования современной системы государственного управления, а также стоящую перед регионами РФ необходимость выполнять постоянно увеличивающийся объем поручений федерального центра. В этих условиях желание исполнительных органов власти региона иметь в бюджете определенный «запас» – естественная, хотя и экономически не эффективная, необходимость. По сути, мы имеем дело с типичным региональным бюджетом времен «третьего президентского срока» Владимира Путина».
Вячеслав Макаров, спикер Законодательного Собрания Петербурга:
«По итогам совместной работы депутатов парламента и представителей Смольного у нас получился сбалансированный документ, отвечающий основным потребностям петербургской экономики, городского хозяйства и социальной политики. Для того чтобы его подготовить, мы провели 41 рабочее совещание в рамках «нулевых чтений» проекта закона о бюджете. Главной задачей было – точно и правильно расставить приоритеты, исходя из стратегических планов развития Петербурга и его экономических возможностей. В нынешних условиях крайне важно выделить вопросы, которые необходимо решать немедленно. И определить те проекты, реализацию которых можно перенести на более поздний срок.
Согласно проекту бюджета, город в 2018-м выполнит все свои социальные обязательства перед гражданами. Субсидии на поддержку ветеранов, пенсионеров, бюджетников, зарплаты наших врачей, учителей – все это защищенные статьи бюджета. Эти обязательства города – незыблемы, и они будут выполнены городом в полном объеме. Переход на электронную форму представления проекта бюджета в ЗакС открывает более широкие возможности для его общественного обсуждения. Именно для этого проект бюджета опубликован на сайтах профильных комитетов городского правительства. За нашими плечами – огромная совместная работа, проделанная двумя ветвями власти, и мы будем ее продолжать. Впереди – широкое общественное обсуждение законопроекта как в Заксобрании, так и за его пределами. И мы рассчитываем на конструктивный диалог.»